МОУ СОШ № 7
г.о. Шуя Ивановской области
  • Профессиональные стандарты

    Профессиональный стандарт – документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к работнику, действующий на всей территории Российской Федерации.

    Во исполнение указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Федеральным законом от 3 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» были внесены изменения и дополнения в Трудовой кодекс РФ, закрепившие в статье 195.1 новые понятия – «квалификация» и «профессиональный стандарт».

    Во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерством труда и социальной защиты РФ были разработаны следующие ведомственные нормативные правовые акты:

    -приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении Макета профессионального стандарта» (зарегистрирован в Минюсте России 24 мая 2013 г. № 28489);

    -приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» (зарегистрирован в Минюсте России 27 мая 2013 г. № 28534);

    -приказ Минтруда России от 29 апреля 2013г. №170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта», который по заключению Минюста России от 23 июля 2013 г . № 01/66036-ЮЛ не нуждается в государственной регистрации.

    Письмо Минобрнауки России от 02.11.2015 № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов».

    Минтрудом России были утверждены профессиональные стандарты в сфере образования: Федеральным институтом развития образования организовано профессиональное обсуждение профессионального стандарта руководителя образовательной организации.

    «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утвержден Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 613н);
    «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден  Приказом Минтруда России от 08.09.2015 № 608н);
    Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утвержден  Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н).
    Профессиональные стандарты применяются:

    работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
    образовательными организациями при разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ;
    при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
    Разработан проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации».

    26.05.2016 Федеральным институтом развития образования проведена Интернет-конференция по вопросам реализации профессиональных стандартов. В ходе конференции рассмотрены замечания и предложения к профессиональному стандарту «Руководитель образовательной организации».

    Общие сведения

    Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

    Трудовая функция

    Общепедагогическая функция. Обучение
    Воспитательная деятельность
    Развивающая деятельность
    Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
    Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования
    Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
    Модуль «Предметное обучение. Математика»
    Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
    Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (утв. Приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536)

    Комментарий к профессиональному стандарту «педагог»

    Приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148-н утверждены уровни квалификации, применяемые в профессиональных стандартах. Всего их девять. В профстандарте для педагогов используется только два – пятый и шестой.

    У педагогов 8 категорий. Для каждой свой объем навыков:

    общепедагогическая функция;
    воспитательная деятельность;
    развивающая деятельность;
    педагог дошкольного образования;
    педагог начального общего образования;
    педагог основного и среднего общего образования;
    преподаватель математики;
    преподаватель русского языка.
    Письмом Минобрнауки России от 03.03.2015 № 08-241 разъяснено, что Приказом Минтруда России от 25.12.2014 № 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» вступление в силу профстандарта педагога перенесено на 1 января 2017 г., поэтому не рекомендуется до указанного срока применять к педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, квалификационные требования, установленные профстандартом педагога (в том числе при определении необходимости профессиональной переподготовки и аттестации).

    Система наставничества

    Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность. Мероприятия Года педагога будут направлены на повышение престижа профессии, развитие творческого и профессионального потенциала. 
    Согласно толковому словарю В. Даля педагог – это человек, посвятивший себя воспитанию и обучению детей и молодежи. Наставник, согласно толковому словарю Ожегова – учитель и воспитатель, руководитель.
    Современному миру нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психически и технологически способный к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Однако, как показывает анализ реальной действительности, даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого специалиста может протекать длительно и сложно.
    Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.
    Задачи наставничества:
     – обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя;
    - использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
    - совместно планировать мероприятия, способствующие профессиональному росту;
    -  приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре учреждения. Объединять вокруг традиций ДОУ.
     Исторический аспект наставничества
    https://mdou65.edu.yar.ru/nastavnichestvo_w500_h333.jpg 
     В настоящее время вопрос наставничества вновь стал актуальным. О роли наставника в адаптации новых сотрудников, повышения их квалификации ведутся дискуссии на конференциях и круглых столах. 
    Проследим развитие понятия «наставничество» в истории образования. Отметим, что наставничество в истории педагогики явление не новое, имеет свою многовековую историю развития, подъема, спада и забвения.  
    Понятие «наставничество» уходит корнями в греческую мифологию. Наставником Телемаха, сына легендарного царя Одиссея и Пенелопы, был Ментор мудрый советник, пользовавшийся всеобщим доверием. Так появился термин «ментор» или наставник.
    Еще с древних времен философы рассматривали основные задачи наставника. Древнегреческий философ Сократ главной задачей наставника видел пробуждение мощных душевных сил ученика. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании обучающегося. В поисках ученик и наставник должны находиться в равном положении, подводивший ученика к истине посредством продуманных наставником вопросов.
    В русском литературном языке XVII века слово «наставник» употреблялось в значении «учитель, воспитатель». В 1813 году согласно постановлению Министерства народного просвещения вводилась должность надзирателя, наставника в учебных заведениях. В обязанности входило неустанно наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности»
    В различных формах наставничество было распространено и в СССР в 30х годах XX века. Главной задачей наставничества было воспитание молодежной смены, доверялось людям с высоким профессионализмом и богатым жизненным опытом.  Движение наставничества широко пропагандировалось, проводились слеты, лучших наставников поощряли и награждали. 
    В наше время Целью наставничества в детском саду является- создание условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.
    Поскольку наставничество является двухсторонним процессом, то основным условием эффективности обучения наставником молодого специалиста является его готовность к передаче опыта. Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, формировать у него общественно-значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie